"Книги не выложат вам сразу все, чего вам хочется. Ищите это сами всюду где можно... в старых фильмах, в старых друзьях.
Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги - только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть." (Рэй Брэдбери)


суббота, 29 декабря 2012 г.

Мое впечатление от прерывистого просмотра фильма Бернардо Бертолуччи "Маленький будда"

Ярлыки:
Мои статьи
В наш великий и ужасный век передовых технологий есть такая "милая" привычка смотреть фильмы в фоновом режиме... Телевизор работает, а ты туда-сюда ходишь, с кем-то разговариваешь, что-то делаешь... Периодически, может быть, обращаешь внимание на происходящее на экране. Лично мне совершенно непонятен такой подход. Если меня интересует какой-то фильм, я сажусь и смотрю его от начала до конца, стараясь сильно не отвлекаться - даже если этот фильм мне давно хорошо известен. У меня бывало другое - когда по ящику идет что-то интересное, но нет времени просмотреть все от начала до конца. Так, отрывками, я когда-то смотрел "Иронию судьбы", еще какие-то фильмы... И однажды стал замечать, что в результате таких "прерывистых" просмотров, может сложиться совершенно иное представление о фильме, чем если бы сидел у экрана с начала до конца. Даже изображенный актером характер представляется порой совершенно в другом ракурсе...
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Однажды, я находился в гостях у друзей, вознамерившихся посмотреть фильм "Маленький Будда" (1993, реж. Бернардо Бертолуччи). Я был не выспавшийся, и потому смотрел это дело урывками - собственно, в периоды бодрствования... Но, начиная примерно с середины фильма, я уже не спал и целенаправленно досмотрел это дело до конца.
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Прежде всего: в игре актера, исполняющего роль старого учителя, я увидел, что его герой все ж таки носит в себе ощутимую долю сомнений - насчет целесообразности поисков человека, в которого мог переродиться его собственный любимый учитель... Не знаю, но некоторые крупные планы это особенно, на мой взгляд, выдавали... В результате, сцена почти в самом конце, когда он с усталой улыбкой говорит отцу мальчика: "Ну, вот видите! А вы так до сих пор не верите в реинкарнацию?" и берется за сердце, обретает глубину и звучание словно бы какого-то рассказа Рэя Брэдбери... Перед нами старый человек, посвятивший всю свою жизнь высшему служению, отдавший ему все возможное... но... простите великодушно, господа верующие, мое сугубо "атеистичное" мнение: шторы религии - всего лишь шторы... чуть сдвинешь их, или сами они приоткроются от "дуновения извне" - и жизнь какая она есть - вот она, перед глазами...
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Но главное, о чем я хочу рассказать.
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

В конце этого фильма происходит следующее. В результате поисков нашли троих детей, в которых, как полагают, мог переродиться старый тибетский лама. Но не знают в кого из них точно.
И фокус получился такой, что меня не было в кухне в тот момент, когда решили обратиться к оракулу за советом.
То есть, когда я вернулся, то просто застал все собрание чего-то там ожидающее ))
И увидел выходящего к собравшимся главного героя (старого учителя, отправившегося когда-то на поиски того, кого уже среди них нет).
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Знаете... эту сцену стоит, нужно смотреть отдельно от всего фильма, даже если совершенно не в курсе о чем речь.
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Во двор выходит человек. Потерявший любимого старого друга. Он долго шел путем поиска. Надеялся, сомневался. Переживал. Страдал. Не имел для себя морального права отступить...
И что же в итоге?
Он подходит к одному мальчугану. Становится перед ним на колени и говорит: "Здравствуй, мой учитель." Склоняет перед ним голову. Мальчуган смотрит на него. Видит переживания симпатичного, полюбившегося ему взрослого... И склоняет в ответ свою голову к его...
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Потом этот старик идет к другому мальчику... и происходит почти все то же самое...
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Потом с тем же самым он подходит к третьему маленькому человеку - девочке...
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

После этой сцены я всякий раз делаю стоп. Или перестаю смотреть фильм вовсе.
Все самое главное уже сказано...
И озвучить это худо-бедно я могу так.
© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Мы ничего не знаем о том, куда со временем все уходим. Ничего не знаем о том, что нас всех ждет.
И в то же время - мы можем любить. Любовь и смерть - две данности.
Есть ли возвращения, нету ли его... очень может быть, что во многом это зависит от нас самих...
Если веришь что любимый человек может вернуться обратно - готовься его встретить в любом человеке.
Ты не знаешь в ком. Ты не знаешь куда. Поэтому, с момента окончательной потери, тот, кого ты так любил, - в абсолютно любом из тех, кого ты можешь повстречать, увидеть...

© Иван Озаров, bay-in-the-wind.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий